Наша речь — на кончиках пальцев! В последнее
время число детей с речевыми нарушениями растет. Телефоны, компьютеры, когда
стало очень мало живого общения, хорошо развитая перинатальная медицина, когда
спасают жизни даже самым слабым малышам, удобное детское питание (готовые каши,
пюре), когда ребенку не надо жевать, вследствие чего мышцы лица и губ остаются
слаборазвитыми, это все играет роль в том, что детей с нарушениями речи стало
много. Но без хорошо развитой речи мы не можем говорить о полноценном развитии
детей! Благодаря речи мы получаем информацию, обмениваемся мыслями, полноценно
взаимодействуем с окружающим миром. Ещё А. Сухомлинский говорил:
"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли”. Ученые давно доказали связь развития мелкой моторики и речи.
Развивая мелкую моторику, мы активизируем важные биологически активные точки. Под
влиянием кинетических импульсов, идущих от рук, развивается кора головного
мозга, постепенно активируются речевые центры головного мозга, что ведет к
совершенствованию речи ребенка. С этой целью и используются в логопедии
кинезиологические упражнения. Через такие двигательные упражнения улучшается
межполушарное взаимодейтвие. А это хороший толчок к развитию речи ребенка. Что
же это за упражнения? Известные «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарик погас,
фонарик зажегся», «Дом — ёжик — замок» и т. д. Сначала с ребенком отрабатываем
данные движения. И когда у нас начинает получаться, мы подключаем к ним
артикуляционную гимнастику. У нас работают и мышцы языка, развивается мелкая
моторика, идет активизация биологически активных точек, развиваются речевые
центры головного мозга. Через такие пальчиковые кинезиологические упражнения,
которые нужно проводить ежедневно, мы можем помочь ребенку с речевыми
нарушениями. Польза в них огромная! А также это интересное и увлекательное
занятие для детей!