Трудно переоценить значение
правильной и чистой речи для современного человека. Любые недостатки речи
нарушают процесс развития ребенка в целом, ограничивают его общение со
сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоциональной
сферы. К счастью, многие речевые нарушения можно предупредить еще в дошкольном
возрасте.
Одним из важных
направлений в деятельности МБДОУ «Аликовский детский сад №2 «Хевел» является
работа по коррекции речевых нарушений. Образовательный процесс осуществляется
по программе «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В.
Тумановой.
В рамках занятий ведется
работа по развитию лексико-грамматических категорий, по развитию связной и
произносительной стороны речи. На индивидуальных занятиях с детьми регулярно
проводятся дыхательная и артикуляционная гимнастика. Важную роль играют
упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук. Дети учатся распределять
внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок
звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении
нарушений письма и чтения на последующих этапах обучения и воспитания.
Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном детстве возможно только благодаря
согласованной работе воспитателей, логопедов и родителей. Участие родителей в
речевом развитии ребенка играет огромную роль. Каждая речевая игра или
упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса
формирования речи. Наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители
действуют согласованно.
Мы не ждем от ребенка,
что он сразу встанет на ножки и затанцует. Сначала он учится ходить, бегать,
прыгать и т. д. С речью всё то же самое. Сначала — развитие слухового внимания,
подготовка артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, потом
постановка конкретного звука, автоматизация его в речи и т.д. И во всем важно
постоянство — регулярные занятия как в ДОУ, так и регулярные закрепления
изученного дома. И благодаря такой системности в логопедической работе
результат не заставит себя ждать.